Вопросы по смазкам

Вопросы и ответы по разработке, назначению и применению смазок для машин и механизмов. Если Вы хотите задать свой вопрос - воспользуйтесь сервисом "Обратная связь" или кнопкой вызова сервиса с правой стороны экрана.

    ● Что значит «новые» и «старые» смазочные материалы?
    ● Почему при эксплуатации современного оборудования надо использовать современные смазочные материалы?
    ● Какие преимущества дает применение «новых» смазочных материалов, по сравнению со «старыми», учитывая, что стоимость «новых» выше?
    ● Чем отличаются импортные смазки от отечественных?
    ● Как достигается экономический эффект при применении «новых» смазок?
    ● Почему смазка «такая дорогая»?
    ● Почему «новые» смазки могут одновременно заменять серию «старых»?
    ● Не ухудшаются ли эксплуатационные свойства у универсальных смазочных материалов?
    ● Как влияет на процесс эксплуатации механизмов несоответствие температурного диапазона применения, на примере пониженных, зимних, температур?
    ● За счет чего увеличивается срок эксплуатации «новых» смазочных материалов?
    ● Зачем применяют дисульфид молибдена (MoS2) в смазочных материалах?
    ● Что означает термин «металлоплакирующая смазка»?
    ● Что означает термин «энергоресурсосберегающая смазка»?
    ● Почему нет российских аналогов смазок «Литол Ультра»?
    ● Почему нет импортных аналогов смазок «МеталлПлак»?
    ● Зачем применять специализированную смазку «МеталлПлак Электра» для электромашин, а не использовать «Литол-24» или «ШРУС»?


Что значит «новые» и «старые» смазочные материалы?

Эти понятия весьма условные. Например, Консталины и Солидолы смазки старые, даже можно сказать устаревшие (начало производства 40-60 лет назад). Смазки Литол-24, Шрус-4 и некоторые другие известные марки производятся 20-25 лет. Но! «Старые» смазки вовсе не означает , что они плохие. Они прекрасно работали и работают в оборудовании, разработанном примерно в те же годы. Последние 15 лет в России номенклатура пластичных смазок практически не обновлялась. Все что есть на рынке из современных смазок это 99% импортные. Что касается моторных и трансмиссионных масел, то здесь ситуация иная: производится большая номенклатура современных и качественных отечественных масел.
список вопросов


Почему при эксплуатации современного оборудования надо использовать современные смазочные материалы?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно представлять отличия современного оборудования от оборудования 15-20-летней давности: более высокая стоимость, высокая точность сопряжений подвижных деталей, высокие нагрузки при эксплуатации, жесткие требования при проведении ТО, возросшие требования к качеству продукции, производимой на современном оборудовании. Для того чтобы обеспечить эффективную и безаварийную эксплуатацию современного оборудования нужно использовать современные смазочные материалы.
список вопросов


Какие преимущества дает применение «новых» смазочных материалов, по сравнению со «старыми», учитывая, что стоимость «новых» выше?

Почему нельзя сравнивать смазочные материалы по ценам? Преимущества новых смазок выражается прежде всего в увеличении надежности и долговечности техники. Главное правило при выборе смазки для узла это обеспечение требуемого ресурса механизма в целом. Стоимость смазки имеет значение, но она вторична. Необходимо учитывать стоимость узла, в который закладывается смазка, а также стоимость ремонта и упущенную выгоду при простое техники. Например, стоимость любого, даже самого простого подшипника несоизмеримо выше, чем стоимость закладываемой в него смазки.
список вопросов


Чем отличаются импортные смазки от отечественных?

Ничем, если смазки были разработаны в один и тот же временной промежуток времени. Например, отечественный Литол-24 (начало производства 1975 г.) вполне приличная смазка по сравнению с лучшими импортными аналогами 70-80 годов. Но по сравнению с современными смазками на литиевой основе он является устаревшей. Отечественный каталог пластичных смазок не обновлялся уже 15 лет.
список вопросов


Как достигается экономический эффект при применении «новых» смазок?

Пример: Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) стоит в среднем 1000 руб. Стоимость «старой» смазки для смазывания ШРУСА около 10 рублей, стоимость «новой» смазки около 30 рублей. Разница приличная – в три раза. Но! Новая смазка обеспечивает увеличение ресурса ШРУСА в 1,5-2раза. Во вторых, учтите стоимость ремонта (оплата мастерской), упущенная выгода от простоя. И наконец, сравните цены 1000 руб., 10 и 30 руб. Вывод: при применении «новой» смазки вы экономите на ремонте сумму, равную стоимости новой детали. Эффект от использования новых смазочных материалов складывается из следующих составляющих: увеличение ресурса, снижение затрат на проведение ТО, снижение расхода смазочных материалов, снижение потерь при простоях.
список вопросов


Почему смазка «такая дорогая»?

Любая новая смазка является более дорогой. Цена смазки складывается из возросших цен на качественное сырье, пакеты присадок, а в современных смазках присадок содержится достаточно большое количество, дорогостоящее технологическое оборудование. Но применение таких смазок является экономически оправданным (см. пример вопрос 5).
список вопросов


Почему «новые» смазки могут одновременно заменять серию «старых»?

Каждое новое поколение смазочных материалов является более универсальным по сравнению с предыдущим. Это объясняется следующим: новые смазки являются более качественным товаром, но в то же время и более дорогим. Поэтому, чтобы частично уменьшить производственные затраты изготовители смазок снижают номенклатуру выпуска смазок. Это также выгодно и потребителям смазочных материалов. Вместо десятка смазок для различных узлов можно использовать всего 2-3 марки. Например, Солидолы и Консталины были в свое время заменены одной смазкой Литол-24, что дало огромный экономический эффект.
список вопросов


Не ухудшаются ли эксплуатационные свойства у универсальных смазочных материалов?

У любых смазочных материалов при эксплуатации характеристики меняются, в том числе и у универсальных смазочных материалов. Степень их изменения зависит от нагрузки, температурных условий, защищенности узла трения от влаги и пыли.
список вопросов


Как влияет на процесс эксплуатации механизмов несоответствие температурного диапазона применения, на примере пониженных, зимних, температур?

Вязкость смазки при отрицательных или пониженных температурах непосредственно связана с моментом начала движения механизма: с началом движения смазка должна гарантированно подаваться в зону трения, при слишком густой смазке нарушается нормальная работа узлов механизма, что приводит к снижению срока эксплуатации и даже поломкам. Слишком большая вязкость смазки может вообще препятствовать проворачиванию или другому перемещению механизмов. При эксплуатации слишком густые смазки кроме того приводят к перерасходу горючего или электроэнергии.
список вопросов


За счет чего увеличивается срок эксплуатации «новых» смазочных материалов?

При производстве смазочных материалов нового поколения как правило используют полусинтетическую основу, реже синтетическую и высококачественные пакеты присадок. Это придает смазкам высокую стабильность свойств в самых жестких условиях эксплуатации и обеспечивает увеличенный срок эксплуатации как оборудования, так и смазочных материалов.
список вопросов


Зачем применяют дисульфид молибдена (MoS2) в смазочных материалах?

Дисульфид молибдена является отличным смазочным материалом, а в пластичные смазки добавляется виде порошка для улучшения антифрикционных, противоизносных и противозадирных свойств.
список вопросов


Что означает термин «металлоплакирующая смазка»?

Название «Металлоплакирующая смазка» произошло от термина металлоплакирование, т.е. образование на поверхностях трения тончайших металлических пленок толщиной 1-5 микрон в процессе эксплуатации оборудования с такими смазками. Для обеспечения процесса плакирования в смазке обязательно наличие ультрадисперсных порошков мягких пластичных металлов (олово, свинец, цинк, бронза, индий и др.). Образующиеся на поверхностях трения металлоплакирующие пленки являются самовосстанавливающимися, т.е. металлоплакирующие смазки – это смазки с автокомпенсацией износа.
список вопросов


Что означает термин «энергоресурсосберегающая смазка»?

Энергоресурсосберегающая смазка – это смазочный материал, обладающий свойствами ресурсо- и энергосохранения ( увеличивает ресурс и одновременно экономит горючее или электроэнергию). В Европе подобные смазочные материалы выпускаются со знаком ЕС (Energy Conserving – энергосохранение) и являются самыми дорогими, но и в тоже время самыми эффективными.
список вопросов


Почему нет российских аналогов смазок «Литол Ультра»?

Литол Ультра – это смазочный материал нового поколения, изготовленный на полусинтетической основе, легированной качественным пакетом присадок. Такое сочетание компонентов придает смазке Литол Ультра эффект энергоресурсосбережения. Кроме того, эта смазка является морозостойкой, что позволяет ее использовать при температурах до –55°С. Подобных смазок в России ранее не выпускалось, а в последние 15 лет не разрабатывалось по причине общего экономического кризиса.
список вопросов


Почему нет импортных аналогов смазок «МеталлПлак»?

В первые в мире металлоплакирующие смазки стали производить с СССР. По заказу авиационной промышленности были разработаны смазки Свинцоль 01 и Свинцоль 22. В настоящее время номенклатура пластичных смазок расширилась. К выше указанным маркам прибавилось МС Вымпел и МС-1000. Компания «НАНОТЕК» выпускает целую серию металлоплакирующих смазок под маркой МеталлПлак. За рубежом аналогичные смазки никогда не выпускались по причине отсутствия приемлемой технологии получения ультрадисперсных порошков металлов.
список вопросов


Зачем применять специализированную смазку «МеталлПлак Электра» для электромашин, а не использовать «Литол-24» или «ШРУС»?

Можно использовать не только Литол-24, ШРУС-4, но и Солидолы. Это обеспечит более частую замену выходящих из строя деталей. Но лучше и необходимо использовать специализированные смазки. В СССР были разработаны и применялись специализированные смазки для электромашин: ЭШ-176; СВЭМ; ЛДС-1; ЛДС-2; Фиол-4; ВНИИНП-242; ЦИАТИМ-221. Только применение специализированных смазок обеспечит надежную и долговечную работу оборудования. Это относится не только к электромашинам, но и к другим видам техники (см. вопрос "Почему «новые» смазки могут одновременно заменять серию «старых»?").
список вопросов